Куда пойти на неделе?


Куда пойти с 7 по 13 января

 

 

Дежурный театровед – Марина Тимашева

 

 

 

7 января - "Тайна старого шкафа -Театр на Малой Бронной.

Спектакль по «Хроникам Нарнии» поставлен талантливо, эмоционально, честно,  с чувством достоинства - собственного и профессионального, с уважением к маленьким зрителям. Это касается всех исполнителей, а заняты актеры разных призывов: Александр Макаров и Светлана Первушина, Олег Полянцев и Олег Кузнецов, Сергей Кизас и Таисия Ручковская, Дмитрий Гурьянов и Ольга Ведерникова... Отдельная благодарность режиссеру Алексею Фроленкову - так много озорного, лукавого, умного, грустного. И художник Константин Розанов сочинил дивный сказочный мир со спецэффектами. Дети на спектакле ведут себя идеально. Я точно знаю, что и это - заслуга театра. Спектакль держит внимание, рассказывает хорошую, красивую историю.

 

8 января – Цена – Театр им. Маяковского (сцена На Сретенке)

Пьесу Артура Миллера "Цена" поставил Леонид Хейфец. Супруги Виктор и Эстер распродают мебель, доставшуюся им в наследство. Приглашают в дом оценщика, им оказывается старик по имени зовут Грегори Соломон. В этой роли – Игорь Ясулович.  За каждым из персонажей - своя логика, своя правда.  В рядовом современном спектакле зритель мучается от того, что не отождествляет себя с персонажами и никому не сочувствует. А здесь, наоборот, жаль всех. И стойкого, терпеливого полицейского (Александр Андриенко), и его слегка истеричную, но очень привлекательную жену (Татьяна Аугшкап),  и его брата, упрятавшего сознание вины под светской улыбкой американского образца (Виктор Запорожский). Пьеса заканчивается тем, что Грегори Соломон, оставшись один в старом доме, согласно ремарке автора "начинает отчаянно выть". А в спектакле он умирает. Умирает, как сам мир, который олицетворял. Мир, в котором человек покупал стол, и этот стол служил ему всю его жизнь. Мир, который был построен прочно, на века, и надежно. Мир, в котором существовали общечеловеческие ценности. Стабильный мир, который рухнул в США в годы Великой депрессии. Но ведь это не только американская трагедия, верно?

 

 

9 января -22 января – «Лондон-шоу» – Сатирикон ( на сцене «Планеты КВН»)

«Лондон- шоу» - это «Пигмалион» Бернарда Шоу в постановке Константина Райкина. Ничего особо лондонского здесь нет, зато много от традиции Театра миниатюр Аркадия Райкина: мгновенные перевоплощения и эффектные смены масок.  «Шоу» в афише написано как фамилия автора, хотя стоило бы писать его с маленькой буквы, потому что все выстроено по законам шоу, но выполнено уморительно смешными, чисто актерскими средствами.

Константин Райкин обожает Чарли Чаплина, и в спектакле звучит музыка из его фильмов, а в пантомиме воспроизведен финал «Огней большого города», когда героиня протягивает цветок нищему бродяжке и узнает в нем своего благодетеля. В спектакле это сон Элизы Дуллитл, мечтающей о собственной цветочной лавочке и о том, как войдет в нее профессор Хиггинс. Его роль играет Максим Аверин. Он и не думает изображать аристократа. Его профессор — сильный, статный, агрессивный молодой мужчина, презирающий светские условности. Роль Элизы играет Елизавета Мартинес Карденас. Хиггинс с Элизой, что называется, два сапога – пара: сильные, упрямые, самостоятельные, независимые люди, которые не любят притворяться тем, кем не являются.

 

 

10 января - «Гамлет. Коллаж» - Театр Наций

По форме «Гамлет|Коллаж» Робера Лепажа абсолютно оригинален и необычен, а по сути – старый добрый театр. Действие происходит в кубе, с которого каким-то галактическим ветром снесло пару стен и крышу. Куб висит на сцене, между небом и землей, и кажется одиноким небесным телом, приютившим одинокое тело человека. Решение это эффектно и одновременно образно: между бытием и небытием, жизнью и смертью, на краю бездны находится  Гамлет. Благодаря молниеносно меняющимся видеопроекциям куб преображается, позволяя увидеть обвитые плющом стены средневекового замка; кабинеты; библиотеку; озеро, в котором тонет Офелия; дворцовые залы и галереи. Текст пьесы купирован, но фабула сохранена, а спецэффекты не подавляют актеров. Евгений Миронов  играет все роли (от Гамлета до Офелии – он одинаково убедителен там, где требуется переживание и там, где достаточно представления. «Гамлет разлучен с собой. Но кто же действует? Его безумье». Этот безумец создал целый мир, населил его вымышленными пер- сонажами, сочинил сюжет, сам поставил спектакль, сам его оформил и сам сыграл все роли. «Гамлет|Коллаж»  – гимн театру, его гениям, жертвам, безумцам.

 

 

11 января – «Рыжий» – Театр «Мастерская Петра Фоменко»

Сергей Никитин написал песни на стихи Рыжего и принес в театр сочинение, жанр которого определил как блюз-оперу. Спектакль поставил Юрий Буторин. Добавил стихов и прозы, использовал фрагмент эссе Рыжего об актуальной поэзии, местами переложил произведения Рыжего на мотивы различных шлягеров. На театральной машине времени мы отправляемся в обратный путь. Художник Владимир Максимов мастерски разыграл пространство старой маленькой сцены. В центре комнаты на поворотном круге расположен амфитеатр зрительских рядов. Круг вращается и застывает на тех остановках, которые памятны по стихам Бориса Рыжего. Мало того, что действие происходит перед нами и вокруг нас - оно развивается на нескольких уровнях, актеры перемещаются и по тому кругу, на котором сидят зрители , и по сцене, и по специально выстроенным крышам с балконами, и даже под потолком. Жанр спектакля - музыкальное путешествие из Екатеринбурга в Свердловск. Два временных потока, столкнувшись в начале 90-х, образовали безжалостный к людям водоворот.

 

 

12 января – «Минетти» – Театр им.Евг.Вахтангова ( Новая сцена)

В спектакле «Минетти» должен царить Его Величество Актер. Пьеса названа именем реального человека, сыгравшего самого себя в давней постановке пьесы Бернхарда. На самом деле здесь царит Режиссер, Римас Туминас. Он создает атмосферу Амаркорда, только не солнечного, южного, теплого, а прохладного, петербургского или венецианского. Актер – его играет Владимир Симонов - поджидает в отеле директора театра. Туминас располагает отель между фарсовым и трагическим, театральным и человеческим, мистическим и реальным, между прошлым и будущим, между жизнью и смертью. Метет метель, она несет не только снег, но еще и персонажей - целую толпу арлекинов, пьеро и коломбин. Спектакль едва ли не сильнее, чем с пьесой Бернхарда, связан с живописью Джеймса Энсора и с его мироощущением: «Я с радостью спрятался в одиночестве, где миром правит могущественная и сверкающая маска».

 

 

13 января- «Человек из ресторана»- Сатирикон ( на сцене «Планеты КВН»)

Режиссер полностью пренебрег идеологическим шлейфом, который тянется за Шмелевым, и поставил конкретное сочинение, а не «всего автора». Егор Перегудов не без иронии уточняет жанр «сказ о благородстве жизни» и выводит на сцену Рассказчика - история излагается от лица самого человека из ресторана. Режиссер зарифмовал свой спектакль с «Записками из подполья», которые идут в «Сатириконе» в постановке Валерия Фокина и называются «Вечер с Достоевским».  Это не моноспектакль, но его все равно тащит на себе Константин Райкин. В «Чело веке из ресторана» Райкин свое исключительное обаяние и темперамент придерживает, сжимается в маленького человечка, каким он должен быть: «Ну лакей, официант Что ж из того, что по назначению судьбы я лакей!»  В спектакле мастерски показано, как, пройдя через многочисленные испытания, Скороходов распрямляется и превращается в человека, который звучит не так, чтобы совсем гордо, но уже и не рабски.